Описание :...................................................................................................................................Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1 Нормативная правовая база к разработке дополнительных общеобразовательных программ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012г.;
- Приказ Министерства просвещения от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ЧОУ «Гимназия «Интеллект».
1.2. Направленность программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы и шашки» относится к программам физкультурно¬спортивной направленности, но также направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Предложенная программа опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.
Программа выполняет следующие функции:
Познавательная:
- расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости
- развивает изобретательность и логическое мышление.
- формирует устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы и шашки;
- способствует освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.
- развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии действовать в соответствии с этими правилами;
- учит детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной и шашечной партии.
- содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
Воспитательная:
- вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Эстетическая:
- обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
Физическая:
- побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Коррекционная:
- Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
1.3. Уровень программы - стартовый Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что её реализация отвечает задачам, поставленным Федеральным законом об образовании: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 ст.75).
Очень важно, чтобы каждый член объединения мог научить своего товарища правилам игры в шахматы, провести у себя в классе или школе шахматный турнир, уверенно ориентироваться в сложной игровой ситуации.
Обучение игры шахматам и шашкам - один из лучших методов умственного развития.
Сегодня обучение шахматами шашкам - популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой, однако не знают, когда и с чего лучше начинать.
В раннем возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются основы мышления, учащийся учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать.
Шахматы и шашкам - действенная модель для того, чтобы правильно сформировать этот механизм. Для ребенка же шахматы - увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием. Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматами шашкам - 4-6 лет. В этот период учащиеся без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.
Обучение шахматам и шашкам дарит ребенку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является модульное построение ее содержания. Все содержание программы организуется в систему модулей, каждый из которых представляет собой логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Важнейшей характеристикой данной модульной программы является подвижность содержания и технологий, учет индивидуальных интересов и запросов учащихся. Построение содержания программы по модульному типу позволяет учащимся самим выбирать опорные знания с максимальной ориентацией на субъектный опыт, виды деятельности, способы участия в них, тем самым определяя оптимальные условия для самовыражения, самоопределения и развития индивидуальности личности ребенка. Педагогическая целесообразность использования модульного подхода в образовательном процессе объясняется значительным увеличением внутренней мотивации учащихся, более быстрым формированием у них умений и навыков практической деятельности и самостоятельной работы.
Программа занятий по шахматам и шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шахматиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Учащийся может выбрать основной курс отдельно как по шахматам так и по шашка, а также может заниматься и шашками и шахматами одновременно.
Еще одна особенность данной программы состоит в том, что она может преподаваться детям дистанционно.
Обучение шахматам онлайн - отличный способ постичь все тонкости игры при помощи высококвалифицированного тренера в непринужденной домашней обстановке. Дистанционное обучение идеально подходит тем, кто не имеет возможности посещать «школу шахмат», а также для детей и взрослых, которые не хотят тратить лишнее время на дорогу в обучающий центр.